Муниципальное дошкольное образовательное учреждение . « Детский сад № 22» СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете Протокол № 5 от 01.08 2023 г «ДС № 22: Приказ от УТВЕРЖДЕНО тощий МДОУ И. Никифорова 2Q lS г Положение о разработке образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад № 22» в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о разработке образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад № 22» в соответствии с федеральной образовательной программой (ФОП) (далее по тексту - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ.от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» с изменениями от 8.11.2022 года (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 № 955); Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» с изменениями от 1.12.2022 года (Приказ Минпросвещения РФ от 01.12.2022 № 1048); Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; в соответствии с Уставом ДОО. 1.2. Данное Положение устанавливает порядок и технологию разработки программы, внесения изменений, требования к ее содержанию, Структуре, условиям и контролю реализации, а также к оформлению и результатам освоения ОП ДО. 1.3. ОП ДО является нормативно-управленческим документом, определяющим совокупность взаимосвязанных основных и дополнительных образовательных программ, и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности ДОО. *. 1.4. ОП ДО разрабатывается, утверждается и реализуется в соответствии с ФГОС ДО, соответствующей ФОП ДО и настоящим Положением. Содержание и планируемые результаты разработанных ДОО образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФОП ДО. 1.5. ОП ДО определяет содержание и организацию образовательной деятельности для воспитанников ДОО и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. ■ 1.6. ОП ДО представляет собой комплекс основных характеристик образования воспитанников (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно- педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ педагогов, иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в ' предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12:2012г. "Об образовании в Российской Федерации" случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации. 1.7. ОП ДО направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в т.ч. достижение детьми дошкольного, возраста уровня развития, необходимого для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования*, 1.8. ОП ДО реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов- Российской Федерации в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Реализация Программы на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся не должна осуществляться в ущерб получению образования на государственном языке Российской Федерации. При разработке ОП ДО ДОО определяет: - Продолжительность пребывания детей в ДОО, - Режим работы ДОО. в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности. 1.9. ОП ДО реализуется в течение всего времени пребывания детей в ДОО. 1.10. Реализация воспитанников ДОО. ОП ДО не сопровождается промежуточной и итоговой аттестацией 1Л 1. В ОП ДО учитываются: • индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; • возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. 2. Технология разработки ОП ДО ДОО самостоятельно разрабатывает и утверждает Программу в соответствии с ФГОС ДО и с учетом ФОП ДО.' ОП ДО формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик Дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). ОП ДО разрабатывается рабочей группой, утвержденной приказом заведующего ДОО. Цель, основные задачи, функции, а также порядок формирования рабочей группы определены Положением о рабочей группе по приведению ОП ДО МДОУ «Детский сад № 22» в соответствие с ФОП. ОП ДО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. При разработке ОП ДО’ ДОО определяется продолжительность пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, режим работы детского сада в соответствии с объёмом решаемых задач образовательной деятельности. Структурные подразделения в ДОО (далее - Группы) могут реализовывать разные Программы. Ежегодно по итогам полноты реализации образовательной программы и качесгва образования воспитанников в нее могут вноситься дополнения и изменения. Изменения и дополнения ОП ДО утверждаются до начала учебного года на Педагогическом совете ДОО. S 3. Требования к содержанию и структуре ОП ДО 3.1. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): • Социально-коммуникативное развитие • Познавательное развитие . • Речевое развитие • Художественно-эстетическое развитие •' Физическое развитие 3.2. | I f | I Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для воспитанника ДОО: . • предметно-пространственная развивающая образовательная среда; • характер взаимодействия со взрослыми; • характер взаимодействия с другими детьми; ' ’ . , • система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому. 3.3'. В соответствии с требованиями ФГОС ДО к образовательной программе дошкольного образования структура Программы, следующая: • обязательная часть; . • часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части образовательной программы дошкольного образовательного учреждения являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС дошкольного образования. I Обязательная часть ОП ДО ДОО предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: - социально-коммуникативное развитие; • - познавательное развитие; [ - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. * | В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и/или | разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений образовательные программы, | направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности j и/или культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы. I Объем обязательной части ОП ДО составляет не менее 60% от ее^ общего объема (от 100% до 83%); I части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% (от 0% до 17%): в I младшей группе - 100% приходится на объем обязательной части, со II младшей до подготовительной группы от 90% до 83% приходится на обязательную часть. Обязательная часть Программы должна соответствовать федеральной программе и оформляется в виде I ссылки на нее. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже г соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы. Образовательная | программа включает три основных раздела: - целевой - содержательный - организационный , ! Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы, и описание подходов к педагогической диагностике достижения планируемых результатов. Пояснительная записка должна раскрывать: ' • цели и задачи реализации Программы; • принципы и подходы к формированию Программы; • значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. • особенности образовательной деятельности и специфику (в том числе язык обучения, форму обучения, сроки освоения). Планируемые результаты освоения Образовательной программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) де!ей,.а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья). В соответствии из ФГОС ДО специфика дошкольного возраста и системные особенности ДО делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных обязательных достижений. Планируемые результаты освоения ФОП представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению ДО. ' Подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов (Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений). 3.8.2. Содержательный раздел представляет общее содержание ОП ДО, обеспечивающее полноценное развитие личности детей и включает: • описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемой Федеральной программы и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; • описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных потребностей и интересов; особенностей воспитанников, специфики их образовательных • описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой. I , • особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; • способы и направления поддержки детской инициативы; ‘ • особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; ; В содержательном разделе ОП ДО представлены: • направления, задачи и содержание коррекционно-развивающей работы. • Рабочая программа воспитания (пояснительная записка, целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел) Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть ОП ДО должна учитывать fr образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: • специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; I } у \ Г J • выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; • сложившиеся традиции ДОО или Группы. Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения ОП ДО, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает распорядок и /или режим дря, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации Pi И1C. Обязательная часть ОП ДО ДОО оформляется в виде ссылки на Федеральную программу. Часть образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений, представлена в виде ссылок на Парциальные программы. Дополнительным разделом ОП ДО является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления на сайте и информационном стенде ДОО, а также в родительских уголках групп. В краткой презентации ОП ДО указаны: • возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа; • используемые Федеральная и (или) дополнительная Программы и должна быть представлена ссылка на ФОП ДО; • характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей. 3.11. Приложения оформляются на усмотрение ДОО. В приложение могут быть вынесены:, учебный план федерального учебного плана, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы, комплексно-тематическое планирование, распорядок и /или режим дня, карты наблюдения детского развития, комплексно-тематическое планирование на летний период. 3.12. Глоссарий/ 4. Порядок разработки ОП ДО, утверждения и внесения изменений и (или) дополнений 4.1. Образовательнаяпрограмма ДОО разрабатывается в соответствии с настоящим Положением рабочей группой, созданной из состава администрации и педагогических работников ДОО. 4.2. Состав рабочей группы, ответственной за разработку ОП ДО, выбирается на Педагогическом совете и утверждается приказом заведующего ДОО. , 4.3. Проект Образовательной программы выносится на обсуждение и принятие на заседании Педагогического совета ДОО. 4.4. При несоответствии ОП ДО ДОО установленным данным Положением требованиям, а также требованиям ФГОС ДО, принимается соответствующее решение коллегиальным органом и утверждается приказом заведующего ДОО. ( 4.5. Образовательная программа принимается Педагогическим советом, согласовывается с советом родителей ДОО и утверждается приказом заведующего. 4.6. Основанием для внесения изменений и (или) дополнений в ОП ДО могут быть: • результаты оценки эффективности и достижения целевых: показателей усвоения ОП ДО воспитанниками; • выход стратегических документов на федеральном уровне; • необходимая корректировка составных частей ОП ДО: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы педагогов ДОО и т.п. • внесенные предложения по совершенствованию образовательной деятельности коллегиальных органов ДОО в рамках их полномочий: Педагогическим советом. 5 4.7. Все изменения и (или) дополнения, вносимые в ОП ДО по итогам обсуждения Педагогического совета ДОО, должны соответствовать требованиям, предусмотренным настоящим Положением и закреплены приказом «О внесении изменений и(или) дополнений в образовательную программу дошкольного образования дошкольного образовательного учреждения». 4.8. ОП ДО, разработанная согласно настоящему Цоложению, является собственностью дошкольного образовательного учреждения. 5L Оформление и хранение ОП ДО 5.1. Текст ОП ДО набирается шрифтом Times New Roman, кегль 12, межстрочный - интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац - 1,25 см, поля: слева - 2.5 см, справа - 1.5 см, сверху - 2 см, снизу - 2 см, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в леязсг или вдут приложением (кегль текста в таблице 8-12). 5.2. Страницы ОП ДО нумеруются в верхней части страницы по центру. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, так же, как и листы приложения. 5.3. На титульном листе указываются: • название программы; • полное наименование ДОО в соответствие с Уставом; . • сроки реализации Программы; • грифы рассмотрения, согласования и утверждения заведующим ДОО, сроки реализации, название населенного пункта, в котором находится ДОО, год разработки программы. Титульный лист может содержать и другую информацию (адрес, телефон/факс, электронный «ф ес, сайт ДОО). 5.4. Электронный вариант Программы подписывается электронной подписью заведующего и размещается на официальном сайте ДОО и хранится в электронной базе данных ДОО. 5.5. При необходимости печатный вариант ОП ДО прошивается, скрепляется печатью и подписью заведующего ДОО и хранится в методическом кабинете ДОО. 5.6. К ОП ДО имеют доступ все педагогические работники ДОО. 6. Контроль за реализацией ОП ДО с' 6.1. Контроль за полнотой реализации ОП ДО ДОО, качества обучения воспитанников является обязательным компонентом образовательной деятельности и осуществляется в соответствии с Изложением о внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) и Положением о внутреннем : I контроле в ДОО, планом контрольной деятельности, инструментарием контрольной деятельности. ' Результаты контроля реализации ОП ДО оформляются в виде аналитических справок и обсуждаются на заседаниях Педагогического совета ДОО. ; Заключительные положения Настоящее Положение является локальным нормативным актом ДОО, принимается на Педагогическом : совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего ДОО. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. • Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.4.7 настоящего Положения. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. I Ознакомлены: