положение о разработке образовательной программы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
. « Детский сад № 22»

СОГЛАСОВАНО

на
педагогическом
совете Протокол № 5 от
01.08 2023 г

«ДС № 22:

Приказ

от

УТВЕРЖДЕНО
тощий МДОУ
И. Никифорова
2Q lS г

Положение
о разработке образовательной программы дошкольного
образования МДОУ «Детский сад № 22» в соответствии с федеральной
образовательной программой дошкольного образования
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о разработке образовательной программы дошкольного образования
МДОУ «Детский сад № 22» в соответствии с федеральной образовательной программой (ФОП) (далее по
тексту - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ.от 29.12.2012 «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Приказом Минобрнауки
России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» с изменениями от
8.11.2022 года (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 № 955);
Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» с изменениями от 1.12.2022 года (Приказ
Минпросвещения РФ от 01.12.2022 № 1048); Постановлением главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»; в соответствии с Уставом ДОО.
1.2. Данное Положение устанавливает порядок и технологию разработки программы, внесения
изменений, требования к ее содержанию, Структуре, условиям и контролю реализации, а также к
оформлению и результатам освоения ОП ДО.
1.3.

ОП ДО является нормативно-управленческим документом, определяющим совокупность

взаимосвязанных основных и дополнительных образовательных программ, и соответствующих им
образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение
прогнозируемого результата деятельности ДОО.
*.
1.4. ОП ДО разрабатывается, утверждается и реализуется в соответствии с ФГОС ДО,
соответствующей ФОП ДО и настоящим Положением. Содержание и планируемые результаты
разработанных ДОО образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и
планируемых результатов ФОП ДО.
1.5. ОП ДО определяет содержание и организацию образовательной деятельности для
воспитанников ДОО и направлена на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных

и

личностных

качеств

формирование

предпосылок

учебной

деятельности,

обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного
возраста.

■

1.6. ОП ДО представляет собой комплекс основных характеристик образования воспитанников
(объем, содержание, планируемые результаты) и организационно- педагогических условий, который
представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ педагогов, иных
компонентов, оценочных и методических материалов, а также в
'

предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12:2012г. "Об образовании в Российской
Федерации" случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы,
форм аттестации.
1.7. ОП ДО направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей, в т.ч. достижение детьми дошкольного, возраста уровня
развития, необходимого для успешного освоения ими образовательных программ начального общего
образования*,
1.8. ОП ДО реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа может
предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов- Российской
Федерации в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся. Реализация Программы на родном языке из числа
языков народов Российской Федерации в том числе русском языке как родном языке на основании
заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся не должна
осуществляться в ущерб получению образования на государственном языке Российской Федерации. При
разработке ОП ДО ДОО определяет:
- Продолжительность пребывания детей в ДОО,
- Режим работы ДОО. в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности.
1.9. ОП ДО реализуется в течение всего времени пребывания детей в ДОО.
1.10. Реализация
воспитанников ДОО.

ОП

ДО

не

сопровождается

промежуточной

и

итоговой

аттестацией

1Л 1. В ОП ДО учитываются:
• индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием
здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные
потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными
возможностями здоровья;
• возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

2. Технология разработки ОП ДО
ДОО самостоятельно разрабатывает и утверждает Программу в соответствии с ФГОС ДО и с учетом
ФОП ДО.'
ОП ДО формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных
характеристик Дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых
ориентиров дошкольного образования).
ОП ДО разрабатывается рабочей группой, утвержденной приказом заведующего ДОО. Цель, основные
задачи, функции, а также порядок формирования рабочей группы определены Положением о рабочей
группе по приведению ОП ДО МДОУ «Детский сад № 22» в соответствие с ФОП.
ОП ДО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного
образования.
При разработке ОП ДО’ ДОО определяется продолжительность пребывания детей в дошкольном
образовательном учреждении, режим работы детского сада в соответствии с объёмом решаемых задач
образовательной деятельности.
Структурные подразделения в ДОО (далее - Группы) могут реализовывать разные Программы. Ежегодно
по итогам полноты реализации образовательной программы и качесгва образования воспитанников в нее
могут вноситься дополнения и изменения.

Изменения и дополнения ОП ДО утверждаются до начала учебного года на Педагогическом совете ДОО.
S

3. Требования к содержанию и структуре ОП ДО
3.1. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей
детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие
определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
• Социально-коммуникативное развитие
• Познавательное развитие .
• Речевое развитие
• Художественно-эстетическое развитие
•' Физическое развитие
3.2.
|
I
f
|
I

Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды

для воспитанника ДОО:
. • предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
• характер взаимодействия со взрослыми;
• характер взаимодействия с другими детьми;
'

’

.

,

• система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
3.3'.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО к образовательной программе дошкольного
образования структура Программы, следующая:
• обязательная часть; .
• часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Обе части образовательной программы дошкольного образовательного учреждения являются
взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС дошкольного
образования.
I

Обязательная часть ОП ДО ДОО предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во
всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие;
• - познавательное развитие;

[

- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.

*

|

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и/или

|

разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений образовательные программы,

|

направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности

j и/или культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы.
I Объем обязательной части ОП ДО составляет не менее 60% от ее^ общего объема (от 100% до 83%);
I
части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% (от 0% до 17%): в I
младшей группе - 100% приходится на объем обязательной части, со II младшей до подготовительной
группы от 90% до 83% приходится на обязательную часть.
Обязательная часть Программы должна соответствовать федеральной программе и оформляется в виде
I ссылки на нее. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже
г соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы. Образовательная
| программа включает три основных раздела:
- целевой
- содержательный
- организационный

,

!

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы,
и описание подходов к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Пояснительная записка должна раскрывать:
' • цели и задачи реализации Программы;
• принципы и подходы к формированию Программы;
• значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики
особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
• особенности образовательной деятельности и специфику (в том числе язык обучения, форму
обучения, сроки освоения).
Планируемые результаты освоения Образовательной программы конкретизируют требования
ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий
(индивидуальных траекторий развития) де!ей,.а также особенностей развития детей с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями
здоровья). В соответствии из ФГОС ДО специфика дошкольного возраста и системные особенности ДО
делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных обязательных
достижений. Планируемые результаты освоения ФОП представляют собой возрастные характеристики
возможных достижений ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению

ДО.

'

Подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов (Часть программы,
формируемая участниками образовательных отношений).
3.8.2.
Содержательный раздел представляет общее содержание ОП ДО, обеспечивающее
полноценное развитие личности детей и включает:
• описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка,
представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемой Федеральной программы и
методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
• описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом
возрастных и индивидуальных
потребностей и интересов;

особенностей

воспитанников,

специфики

их

образовательных

• описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития
детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

I

,

• особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
• способы и направления поддержки детской инициативы;
‘
• особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
; В содержательном разделе ОП ДО представлены:
• направления, задачи и содержание коррекционно-развивающей работы.
• Рабочая программа воспитания (пояснительная записка, целевой раздел, содержательный раздел,
организационный раздел)
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать
различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и
иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть ОП ДО должна учитывать

fr

образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности,
может быть ориентирована на:
• специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;

I

}

у

\
Г

J

• выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми,
которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям
педагогического коллектива;
• сложившиеся традиции ДОО или Группы.
Организационный раздел содержит описание материально-технического

обеспечения

ОП

ДО,

обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает распорядок
и /или режим дря, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности
организации Pi И1C.
Обязательная часть ОП ДО ДОО оформляется в виде ссылки на Федеральную программу. Часть
образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений, представлена в
виде ссылок на Парциальные программы.
Дополнительным разделом ОП ДО является текст ее краткой презентации. Краткая презентация
Программы ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления
на сайте и информационном стенде ДОО, а также в родительских уголках групп. В краткой презентации
ОП ДО указаны:
• возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа;
• используемые Федеральная и (или) дополнительная Программы и должна

быть

представлена ссылка на ФОП ДО;
• характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
3.11.
Приложения оформляются на усмотрение ДОО. В приложение могут быть вынесены:,
учебный план федерального учебного плана, календарный учебный график, календарный план
воспитательной работы, комплексно-тематическое планирование, распорядок и /или режим дня, карты
наблюдения детского развития, комплексно-тематическое планирование на летний период.
3.12.
Глоссарий/

4. Порядок разработки ОП ДО, утверждения и внесения изменений и (или)
дополнений
4.1. Образовательнаяпрограмма ДОО разрабатывается в соответствии с настоящим Положением
рабочей группой, созданной из состава администрации и педагогических работников ДОО.
4.2. Состав рабочей группы, ответственной за разработку ОП ДО, выбирается на Педагогическом
совете и утверждается приказом заведующего ДОО.

,

4.3. Проект Образовательной программы выносится на обсуждение и принятие на заседании
Педагогического совета ДОО.
4.4. При несоответствии ОП ДО ДОО установленным данным Положением требованиям, а также
требованиям ФГОС ДО, принимается соответствующее решение коллегиальным органом и утверждается
приказом заведующего ДОО.
(
4.5. Образовательная программа принимается Педагогическим советом, согласовывается с
советом родителей ДОО и утверждается приказом заведующего.
4.6. Основанием для внесения изменений и (или) дополнений в ОП ДО могут быть:
• результаты оценки эффективности и достижения целевых: показателей усвоения ОП ДО
воспитанниками;
• выход стратегических документов на федеральном уровне;
• необходимая корректировка составных частей ОП ДО: учебный план, календарный учебный
график, рабочие программы педагогов ДОО и т.п.
• внесенные предложения по совершенствованию образовательной деятельности коллегиальных
органов ДОО в рамках их полномочий: Педагогическим советом.

5

4.7. Все изменения и (или) дополнения, вносимые в ОП ДО по итогам обсуждения
Педагогического совета ДОО, должны соответствовать требованиям, предусмотренным настоящим
Положением и закреплены приказом «О внесении изменений и(или) дополнений в образовательную
программу дошкольного образования дошкольного образовательного учреждения».
4.8. ОП ДО, разработанная согласно настоящему Цоложению, является собственностью
дошкольного образовательного учреждения.

5L Оформление и хранение ОП ДО
5.1. Текст ОП ДО набирается шрифтом Times New Roman, кегль 12, межстрочный - интервал
одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац - 1,25 см, поля: слева - 2.5 см,
справа - 1.5 см, сверху - 2 см, снизу - 2 см, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в
леязсг или вдут приложением (кегль текста в таблице 8-12).
5.2. Страницы ОП ДО нумеруются в верхней части страницы по центру. Титульный лист
считается первым, но не нумеруется, так же, как и листы приложения.
5.3. На титульном листе указываются:
• название программы;
• полное наименование ДОО в соответствие с Уставом; .
• сроки реализации Программы;
• грифы рассмотрения, согласования и утверждения заведующим ДОО, сроки реализации,
название населенного пункта, в котором находится ДОО, год разработки программы.
Титульный лист может содержать и другую информацию (адрес, телефон/факс, электронный
«ф ес, сайт ДОО).
5.4. Электронный вариант Программы подписывается электронной подписью заведующего и
размещается на официальном сайте ДОО и хранится в электронной базе данных ДОО.
5.5. При необходимости печатный вариант ОП ДО прошивается, скрепляется печатью и подписью
заведующего ДОО и хранится в методическом кабинете ДОО.
5.6. К ОП ДО имеют доступ все педагогические работники ДОО.

6. Контроль за реализацией ОП ДО
с'

6.1. Контроль за полнотой реализации ОП ДО ДОО, качества обучения воспитанников является
обязательным компонентом образовательной деятельности и осуществляется в соответствии с
Изложением о внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) и Положением о внутреннем
:

I контроле в ДОО, планом контрольной деятельности, инструментарием контрольной деятельности.
'

Результаты контроля реализации ОП ДО оформляются в виде аналитических справок и обсуждаются на
заседаниях Педагогического совета ДОО.

; Заключительные положения
Настоящее Положение является локальным нормативным актом ДОО, принимается на Педагогическом
: совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего ДОО. Все изменения и
дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии
действующим законодательством Российской Федерации.
• Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п.4.7 настоящего Положения.
После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой
редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

I

Ознакомлены:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».